С момента утверждения программы stand-by 29 июля 2010 года, официальный Киев продемонстрировал готовность выполнять взятые на себя обязательства перед МВФ. Предыдущие визиты специалистов МВФ позволили в прошлом году выделить Украине два транша в размере 1,89 млрд и 1,5 млрд долларов. Всего в рамках новой программы stand-by, Украина могла бы рассчитывать на привлечение 15,8 млрд долларов со стороны МВФ.
Признание официального Киева
Однако, похоже, что сегодня в правительственных кабинетах Украины царит скептицизм в отношении сотрудничества с МВФ. По крайней мере, на данном этапе. Вице-премьер-министр Украины Сергей Тигипко накануне приезда миссии Фонда во главе с Таносом Арванитисом заявил о том, что «Украина пока не выполнила всех требований МВФ».
«У МВФ есть четыре требования, которые они закладывали, как основные решения, которые бы позволили нам получить программу с ними. Мы приняли более двадцати решений. Думаю, что сейчас мы внесем изменения и добавим еще решения, потому что сейчас идет очень активное обсуждение», – цитирует слова Сергея Тигипко информационное агентство Лигабизнесинформ. Правда, вице-премьер отметил, что украинское правительство продолжает делать все необходимое, чтобы выполнить свои обязательства в рамках меморандума с МВФ.
Главной проблемой, не позволяющей уверенно смотреть в будущее сотрудничества с МВФ, в украинском правительстве называют слишком жесткие требования по проведению пенсионной реформы. Как сообщила в понедельник пресс-служба Партии регионов, министерство социальной политики Украины намерено отозвать из парламента свой проект пенсионной реформы для его доработки. Такое решение было принято после того, как рад оппозиционных парламентских фракций подвергли резкой критике желание правительства поднять пенсионный возраст для женщин на пять лет до 60-ти, а для мужчин – на два года, до 62-х лет.
Оптимистические прогнозы
Президент Центра экономического развития Александр Пасхавер утверждает, что МВФ лишь закладывает макроэкономические параметры реформ. А то, как они будут проведены – целиком зависит от умения правительства Украины.
Пасхавер не сомневается в том, что Украине необходима пенсионная реформа: «Вопрос в том, как будет она проводится. С учетом нашей экономической и политической ситуации, реформа неизбежна».
Он призывает правительство быть «социально талантливыми», ведь, по мнению экономиста, есть множество способов, как поднять пенсионный ценз, при этом избежав народного недовольства: «Правительство Николая Азарова приводило пример о возможности проведения такой реформы среди групп населения, которые и так не хотят уходить с работы с наступлением пенсионного возраста. Это категории государственных служащих, медиков, учителей – они хотят дольше работать», – говорит Александр Пасхавер.
Хотя, напоминая о «мягком» решении вопроса, экономист не склонен считать его единственно правильным и единственно возможным: «Но можно провести их и жестко», – резюмирует Александр Пасхавер.
Вместе с тем, он благоприятно оценивает ход предстоящих переговоров между украинским правительством и миссией МВФ, и думает, что Киев готов к получению очередного транша.
Украина, МВФ и пессимизм
Иную точку зрения выражает директор Института трансформации общества Олег Соскин. «Нет! Абсолютно нет!» – коротко и эмоционально отвечает он на вопрос Русской службы «Голоса Америки» о готовности Украины получить очередной заем МВФ.
По мнению Соскина, Киев не выполнил сразу несколько условий меморандума с МВФ: «Принятый бюджет страны не выдерживает нагрузки, не сокращен его дефицит, не решены вопросы по поднятию стоимости коммунальных услуг, цен на газ, воду, электричество. А также не существует действенного механизма социальной защиты бедных слоев населения», – говорит Олег Соскин.
Экономические факторы, которые не позволяют официальному Киеву надеяться на успешное завершение переговоров с миссией Фонда, он дополняет политическими.
«Сегодня идет сворачивание политических свобод: слова, демократического развития общества, начались политические репрессии. Нет прозрачности – усиливается коррупция, в стране идет формирование самой могущественной клановой семьи во главе с президентом Виктором Януковичем», – подчеркивает Олег Соскин.
Независимость своих суждений эксперт подтверждает критикой и в адрес предыдущего правительства Украины, которое возглавляла Юлия Тимошенко. Олег Соскин говорит, что нынешний кабинет министров совершает те же ошибки в финансовой и монетарной политике страны, приводящие к разбалансированию экономики.
«Разговоры о том, что будет выпущена тысячегривневая банкнота – это подтверждение безудержной и необоснованной механической эмиссии, которую осуществляет новое руководство Национального банка. Страна находится в состоянии финансового краха. Если МВФ не даст деньги – этот крах будет легализирован. Юлия Тимошенко делала тоже самое, она также включала печатный станок», – подчеркивает Олег Соскин. Напомним, что банкнота в пятьсот гривен (около пятидесяти долларов) является сегодня самой крупной в украинском обороте.
По словам экономиста Олега Соскина, только за прошлый год в Украине объем денежной массы вырос на 22,8 процента, притом, что страна демонстрировала незначительный рост экономики.
Что думает народ
В тоже время Олег Соскин указывает на беспрецедентную пассивность и безынициативность украинского общества, когда разговор заходит о защите своих социальных интересов. Это, по его словам, также не позволяет надеяться на то, что граждане готовы отстаивать свои позиции в диалоге с властью.
Вторник, окраина Киева. Стихийный рынок. Те, кто в поисках лучшей жизни, переезжает в столицу из депрессивных регионов страны, часто оседают среди торговцев и перекупщиков на базарах. Некоторым кажется, что базар – это лишь временный этап. Как и десять лет назад, многие из них сторонятся фотокамер журналистов, но всегда охотно раздают комментарии о том, что жизнь простого украинца тяжела.
Валентине сорок семь лет, одиннадцать из которых она провела на базарах, торгуя мясом. Она приехала в Киев из села в Житомирской области. Сегодня она не помнит, что хотела достичь в столице Украины, приехав в нее жить в начале 2000-го года, но твердо знает, что теперь ее будущее тесно связано с прилавком. В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки», Валентина жестко критикует власть за желание поднять пенсионный возраст для женщин на пять лет. Ее коллега за соседней витриной с молочными продуктами придерживается такого же мнения.
«У меня трое детей. У меня была тяжелая жизнь, я много работала. Сейчас перепродаю мясо, чтобы хоть как-то выжить», – утверждает Валентина. Тем не менее, она не готова поделиться своим рецептом, что надо сделать, чтобы жизнь в стране стала легче.
Обе женщины не кажутся разочарованными нынешней работой на базаре. Возможно, потому, что за прилавком всегда нужно казаться приветливым к посетителям. Особенно сейчас, сетует Валентина и ее соседка, когда основной поток покупателей с базара «ушел» в новый супермаркет поблизости.
|